804

Crusader Kings 3: Мнение – величие в мелочах? | Paradox, такой парадокс | The Sims для мужиков | Война, экономика и культура

Календарь19.03.2021
Просмотров1 191
Комментариев0

Наверняка, никто не будет спорить с тем, что есть игры, где и 30 часов можно назвать долгими, а есть игры, в которых и 100-200 часов будет ощущаться как несколько мгновений.

В первую категорию обычно входят большие ААА-проекты с потрясающей графикой и захватывающим сюжетом, а во вторую входят представители более узкого жанра с куда меньшей аудиторией – это стратегии.

Сегодня мы поговорим об игре и о разработчике, о которых знают абсолютно все любители стратегии, как игрового жанра, под названием «Crusader Kings 3» от студии «Paradox».

Paradox, такой парадокс

Начать стоит с важного примечания, который во многом пояснит суть данного материала и общее впечатление от игры.

Я не фанат Paradox, не фанат этой серии игр, и большую любовь питаю к серии «Civilization». Играл, как и многие, во вторую часть «Crusader Kings» и в «Stellaris», но подходя к 3-ей части меня можно назвать новичком в серии, и, пожалуй, всё что будет сказано ниже – это в большей степени относится к тем, кто только планирует присоединиться к огромному фанатскому сообществу «Paradox».

Весь данный материал стоит рассматривать как мнение игрока-любителя жанра, а не как обзор на игру. В такой огромной игре как «Crusader Kings 3» сложно, если вообще возможно охватить в рамках статьи все существующие механики и особенности, чтобы назвать материал обзором.

Обзор игры Crusader Kings 3

Для того чтобы получить максимум удовольствия от игры в «Crusader Kings 3» нужно объединить три личных качества (моё субъективное мнение):

  1. Это терпение, так как «CK3» - это игра, в которой предстоит провести не один десяток часов, первый десяток из которых пройдёт достаточно скучно и в целом однообразно;
  2. Это фантазия, так как сама суть игры заключается в том, что именно вы определяете дальнейший ход истории вашей династии и придумывать себе интересные задачи предстоит также самостоятельно;
  3. Это любовь к истории, так как именно знание событий прошлого, устройства правящих династий, принцип распределения титулов и наследования, а также вариативность их отражения в игровом процессе и многое многое другое позволит вам качественно включиться в игру.

Напомним, что серия «Crusader Kings» - это классическая глобальная стратегия, в которой события разворачиваются в европейском Средневековье. В отличие от той же «Civilization» (горячо мной любимой), где игрокам предстоит развиваться экономически, позаботиться о развитии науки и конечно же о расширении своих земель, «Crusader Kings» - это игра с максимальным акцентом на персоналии.

Политическая карта игры

Основная цель игры – это провести свою собственную династию через века, создав семейное древо из великих правителей. Но, в отличие от большей части игр в жанре стратегия, главенствующую роль здесь играет не само государство, а именно персонажи, представители династии, созданной и управляемой вами.

В «Crusader Kings» понятие своей территории существенно размыты, так как при желании и достаточном коварстве можно сделать своего наследника правителем в совершенном другом королевстве.

И речь ведь идёт не о дипломатии (в несколько привычном и осовремененном её понимании), где необходимо заключать торговые соглашения или союзы, а во взаимоотношениях с абсолютно каждым персонажем в игре. И эта не шутки. У всех, абсолютно у всех персонажей есть своё мнение об управляемом вами правителе.

Перевоспитание наследника

Персонаж, созданный вами в начале игры, не пройдёт весь путь от начала до конца, со временем он погибнет, а его место займёт один из наследников. Смерть персонажа может настигнуть в глубокой старости в кровати со своей королевой, или может поджидать в бокале с вином, отправленном ядом, или от сифилиса, который подхватил персонаж в борделе. При том и яд, и заражение сифилисом – это может быть рук дело ваших собственных детей, братьев и даже супруги, которые пошли против персонажа, управляемым вами в данный момент времени.

Взаимоотношения между персонажами

Именно на взаимоотношение в семье, между вами и советниками, между союзниками и вассалами и будет строиться существенная часть игры.

Именно в этих мелочах и весь «Paradox», и его величие.

Обучение

Процесс обучения в игре Crusader Kings 3

Но вернёмся в начало и посмотрим на процесс обучения, который призван объяснить основные механики игрового процесса.

«Crusader Kings 3» - это очень сложная игра с десятками, если не сотнями, различных механик, которые необходимо освоить.

Обучение занимаем порядка 40-50 минут и познакомит с основными аспектами игры, с которыми предстоит столкнуться в первый десяток наигранных часов.

Поиски супруги для главного героя

Нам показали, как выбрать себе жену, устроить брак своему наследнику, другу или союзнику, как построить несколько зданий, и что нужно для того, чтобы объявить войну.

Если вы новичок в «CK» и/или играли в прошлые части, но поверхностно, то к обучению не стоит относиться халатно, даже с учётом того, чтобы в игре есть возможность в любой момент времени обратиться к подсказкам.

Безусловно, «Crusader Kings 3», имеющее одно крупное DLC и несколько патчей на начало весны 2021 года, по количеству общего объёма контента ещё уступает своей предшественнице, но и она обрастала DLC на протяжении многих лет. Но даже сейчас, когда с момента выходы игры прошло уже полгода, и старожилам серии стоит потратить время на изучение новых и изменённых механик.

Сам начальный процесс обучения конечно же далёк от того, чтобы познакомить игрока со всеми аспектами, но в игре таких масштабах было сложно ожидать другого.

The Sims для мужиков

Такое определение игры «Crusader Kings 3» достаточно популярно на форумах и в социальных сетях, и оно во многом действительно обоснованное.

Назначение советника на вакантную должность

Данная серия игр противопоказана тем, кто жаждет исключительно военных столкновений и захвата вражеских земель. В этой игре война – это далеко не единственный и, пожалуй, наименее увлекательный из всех способов достижения собственных целей, чем, например, устроить заключение брачного союза между двумя людьми, имеющими право на престол и несколько хитрых манипуляций и махинаций, обеспечивающих своему наследнику нужное будущее.

Именно взаимоотношения между персонажами – это основная механика игры. В «Crusader Kings 3» десятки и сотни различных семей (родов), развивающиеся естественным путём и составляющие правящую элиту политический карты, но и есть и обычные люди, бродячие авантюристы, солдаты, рыцари и т.д.

Изменение условий вассального договора

С каждым из них можно взаимодействовать, некоторых можно привлечь ко двору, взять над ними опекунство и/или отдать в ученики.

Но каждое ваше решение, будь то неудачный брак, которому вы поспособствовали, или обида, закравшаяся из-за распрей от очередности престолонаследия и вашей лояльности, или какие-то индивидуальные свойства личности, которые вы не смогли искоренить, всё это влечёт за собой сотни вариантов возможного развития.

Примечания: Важные решения, принятые вами, отмечаются в отдельном журнале. Очень кстати, так как упомнить всё возможным просто не представляется.

Выбор образа жизни

Каждый персонаж имеет пять основных характеристик: дипломатия, военное дело, управление, интриги и учёность. Каждая из характеристик определяется основным видом деятельности, но они не статичны и поддаются улучшению. Но кроме вопросов получения бонусов на местах, эти характеристик и определяют самого персонажа как личность, и сказываются на взаимоотношениях с другими персонажами.

Скелеты в шкафу

Вам говорит что-то такое понятие как «Средневековые интриги»? Мы сталкивались с ними во множестве художественных книг, в фильмах и сериалах, слышали о них из официальных учебников истории.

Сопротивление интригам

Именно «Интриги», как отдельная механика является наиболее интересным и увлекательным аспектом игры.

Но и они построены на взаимоотношениях между персонажами, так как просто «найти скелет в шкафу» у короля в противоположной точке карты и тем самым свергнуть его, не получится.

Каждый ваш шаг имеет последствия и продумывать их стоит заранее. Например, вы хотите заполучить соседнее государство, но «казуса белли» (причин объявления войны) у вас недостаточно.

Но у правителя этого государства имеется замужняя дочь, и вы решаете устранить её супруга с помощью услуг наёмных убийц. Устраиваете брак между уже вдовой и одним из ваших сыновей и впоследствии устраняете всех потенциальных наследников в этом государстве. В итоге дети вашего сына унаследуют после смерти не только ваши титулы, но и титулы по материнской линии.

Подобная сеть долгоиграющих решений опутывает всю политическую карту игры.

Интриги подразумевают под собой три основных понятия – это влияние, происки и секреты.

Влияние, как самостоятельная часть игры – это возможность методом мягкого давления вынудить другого персонажа принять нужное вам решение. Персонажа можно «посадить на крючок» (соответствующая иконка появляется на экране), что будет означать, что данный персонаж примет любое ваше предложение/условие. Но и здесь пределы разумного имеются.

Механики происков в игре

Происки необходимы для более деликатного дела, например, в достижении своей цели, так сказать, через постель. Соблазнить жену своего союзника-правителя соседнего королевства? Да пожалуйста. Но не успел ли он уже соблазнить вашу супругу и от кого она беременная? На эти и другие вопросы вам предстоит искать ответы.

Что качается секретов, то это вот именно те слухи, которые передаются из уст в уста среди слуг, воинов, придворных дам – тёмные делишки, убийства и измены, садомия или ересь и многое многое другое.

Полученные сведения можно использовать для шантажа или приберечь их до нужного момента и дискредитировать «бедолагу», когда он/она не будет этого ожидать и спровоцировать скандал.

Сотни вариантов применения и всё это в ваших руках.

Война, экономика и культура

Такой упор на взаимоотношения не мог не сказаться на качестве реализации других механик.

И если социальная и историческая составляющая здесь реализованы с глубочайшим усердием, то вот, например, военные действия существенно в интересе провисают.

Механика ведения войны в игре

На первых часах игры найти «Casus belli» для объявления войны достаточно проблематично, но далее, получая опыт и рассылая своих детей и родственников по соседним княжествам, претензии на землю найти трудов не составит.

Но сама по себе визуализация и механика военных действий значительного интереса не вызывают. Армия собирается теперь в один клик и отправляются по «лоскутам» карты на осаду города или на перерез вражеским силам. В итоге всё это переходит иногда в беготню от одной клетки к другой с целью перехватить вражеские силы, или в попытках успеть на помочь своему осаждённому городу.

Механика ведения войны в игре

На победу в битве и войне оказывают влияние 5 фактором:

  • Количество солдат;
  • Уровень;
  • Командир;
  • Местность;
  • Военным опыт солдат.

Система боя достаточно проста, но повторюсь, в особом интересе, по сравнению с механикой «подпольной политической игры» соперничать не может.

Механика строительства в игре

Эту же участь постигла и строительство и в целом экономическую составляющую игры. Строительство сводится к постройке нескольких типов зданий, выбор которых зависит от дальнейшего управления регионом.

Как таковой торговой системы в игре не реализовано, а золото уходит исключительно на содержание армии и подарки с целью повысить мнение о вас у персонажей.

Механика культуры в игре

Несмотря на то, что средневековье внесло огромный вклад в дальнейшее развитие европейской культуры, в «Crusader Kings 3» культурное развитие отодвинуты на второй, если не на третий план. Технологий немного и бонусы за их изучения далеко не так полезны и несбалансированные, учитывая десятилетия, потраченные на их изучения.

Портит ли это впечатления от игры? Нет, абсолютно нет, если изначально подходить к игре без завышенных ожиданий системы военно-технологического развития.

Графика и интерфейс

Красота графической оболочки в стратегиях, особенно в подобных глобальных её проявлениях как в «Crusader Kings 3» далеко не важный, да и не нужный аспект.

Прорисовка персонажей

Игра зациклена на личности и взаимоотношениях между персонажами, поэтому и особое усердие было отведено под прорисовку полноценных 3D моделей персонажей. Их изображение не статично, а зависит от конкретной ситуации. Например, если персонаж ранен, то соответствующие следы будут отражены на его лице и теле, если супруга беременна, то появиться округленький животик, если захватили или пытают вашего родственника, то изображение камеры и мук пыток отразятся на экране.

Развитие персонажа

В игре нет сложных и красивых пейзажей и ландшафтов, вся эта красота «помещена» в текст и связана с управлением. Но игра не плоская, так как, например, особенности местности могут влиять на качество ведения боя вашей армии или армии вашего противника.

Внешний вид игровой карты

А вот что касается интерфейса, а точнее его удобства, есть много претензий, особенно для тех, кто только знакомится с серией «Crusader Kings».

«Paradox» не стали существенно снижать порог вхождения, но постарались без вреда для интереса «стареньких» игроков, внедрить побольше подсказок и наводящих на нужное действие всплывающих окон.

Заказное убийство короля из соседнего государства

Но впервые открывая интерфейс в уже в самостоятельной игре, пройдя обучение, глаза просто разбегаются от вариаций возможных действий. И это может отвлекать и вызывать ряд сложностей с адаптацией. Плохо ли это для самой игры? Парадокс («Paradox») в том, что нет!

«Crusader Kings 3» - это очень сложная и многогранная игра, где нельзя просто так взять и ввязаться в войну-мясорубку и поработить всех соседей и завершить игру за несколько часов. Точнее, сделать это можно, но никакого интереса это у вас не вызовет.

Здесь нужно ставить игру на паузу, нужно продумать свои шаги, нужно пробежаться по десяткам вкладкам, чтобы запустить нужную цепочку событий. И знаете что? Это всё действительно впечатляет!

Выводы

«Crusader Kings 3», да и в целом вся серия – это игра для определённого сегмента игроков, которые ценят не динамичность игрового процесса, а его размеренное движение со множеством вариантов событий, где можно потратить десятки часов, выстраивая сложные интриги и схемы завоевания земель.

Если вы фанат серии «Civilization», как и я, где более высокие скорости и графическая оболочка более адаптирована для всех игроков, а игровой процесс более динамичен и менее вариативен, то «Crusader Kings 3» - это игра, которая может вам наскучить. Вина ли это игры? Абсолютно нет! Просто это не ваш жанр! «Crusader Kings 3» ценит время, а у нас его, к сожалению, постоянно не хватает!

Плюсы

  • Широчайший диапазон возможных действий;
  • Уникальная система управления своей династией;
  • Качественная прорисовка персонажей;
  • Достойное звуковое сопровождение;
  • Качественное улучшение прошлой версии.

Минусы

  • Не очень удобный интерфейс;
  • Есть вопросы к качеству перевода.

*Оценка складывается из совокупности качества визуального оформления игры, где красота и отсутствия статичности основного аспекта – персонажей, существенно перевешивает недостатки некоторых других моментов.

1 191 просмотров - 19.03.2021
Опрос
Что Вы хотели бы увидеть на нашем сайте/группе в Соц.сетях?
Присоединяйтесь к нам
Комментарии

Присоединяйтесь к xGamers

Top
Close

Присоединяйтесь к xGamers

Loading XPLC (Трекер цен)
false
Успешно сохранено!