Обзор FIFA 22 – новый виток в развитии серии?
FIFA 22 полноценно для всех актуальных платформ выходит 01 октября, с 22 сентября стартовал 10 и 20 часовой ранний доступ для обладателей подписки EA Play и полный доступ для EA Play Pro, а 27 сентября сыграть в самый популярный симулятор футбола смогли и обладатели издания Ultimate.
Мы провели в игре уже больше 20 часов и готовы сделать свой вывод о качестве FIFA 22, на основе этого 20-ти летнего опыта игры в каждую (абсолютно каждую!) часть этой огромной франшизы.
Важно также понимать, что вполне вероятно FIFA 22 после своего релиза немного изменится в геймплейном плане за счёт патчей, которые обязательно появятся в ближайшее время, кроме того, на момент написания обзора первая WL ещё не состоялась.
Поэтому, дополним обзор с первыми обновлениями/патчами.
Одна FIFA 22 – две разные игры
Electronic Art с первых анонсов заявила, что игроки на ПК и консолях старого поколения (PS4 и Xbox One) по сути получат две разные игры. Это заявление вызвало шквал негатива от ПК-игроков с хорошим железом, так как разработчики в угоду стабильности для игроков на слабых ПК, буквально обделяют в доступе остальную часть фанатского ПК-сообщества.
По большей части речь шла о применении инновационной технологии захвата движения игроков «HyperMotion», о которой сказано очень много:
И если на момент анонсов многие предполагали, что EA в очередной раз преувеличивают, рассказывая о наведениях в FIFA, и что всё сведётся к нескольким новым анимациям, то уже на момент раннего доступа можно с уверенностью констатировать о кардинальных отличиях между пастгеном и некстгеном.
Ключевые вопросы: «Плохо ли это для франшизы в целом и стоит ли покупать FIFA 22?». Ответ постараемся дать в рамках данного обзора.
FIFA 22 на ПК и Sony PlayStation 4
Начнём с печального, так как именно пастген будет составлять основную массу игроков в FIFA 22.
Стоит отдать EA должное за то, что разработчики сразу предупредили, что не стоит завышать ожидания от игры на PS4 и Xbox One.
Первый запуск и несколько десятков проведённых матчей ещё оставляли надежды на то, что вот-вот в этом матче увидим действительно новую игру, что вот оно будущее FIFA.
Но надежды с каждым матчем становилось всё меньше, так как FIFA 22 – это абсолютно та же игра, что FIFA 21.
Геймплейные изменения, безусловно, есть и они влияют и на ощущение от игрового процесса, и на его качество, но они всё дальше отводят игру от реалистичности и всё больше возвращают к аркадности.
На деле в геймплейном плане игроки на ПК и консолей прошлого поколения могут рассчитывать на следующие изменения:
- Поведение искусственного интеллекте при игре в защите, включая возвращение «парного» прессинга с отбором мяча;
- Игра голкиперов стала более индивидуальной и зрелищной;
- Обновлённый приём мяча игроками;
- Переработанную систему борьбы за верховой мяч и столкновений;
- Новый взгляд на влияние скоростных показателей на игру.
Более подробно об этом расскажем в разборе некстген версии.
Что касается визуала, то и здесь серьёзных изменений ждать не стоит. Видно, что поработали с окружением, с болельщиками, что сделало игру более атмосферной, в особенности в этой сложное время.
Кастомизация стадиона осталась так же на любителя, и с релиза игры мы опять погрузимся в эти розовые стадионы с кучей баннеров, переливов и другими эффектами, отвлекающими от самой игры.
Много говорить о версии для PS4 не имеет смысла, так как всё это мы уже видели в FIFA 21, и к сожалению, гнев игроков оказался праведным, так как за очередной фуллпрайс большая часть комьюнити получила очередной клон с теми же проблемами и теми же плюсами.
FIFA 22 на Sony PlayStation 5
Мне не удалось опробовать FIFA 22 на Xbox Series X, поэтому будет судить на основе того, что имеем – это версия игры для Sony PlayStation 5, где мы и проведём весь новый сезон.
FIFA 21 стала первым переходным звеном на новое поколение консолей, с прицелом на которые и создаётся большая часть спортивных симуляторов, а FIFA 22 стала первой полноценной игрой.
Но как мы уже говорили в прошлых материалах, FIFA 22 не сможет раскрыть весь потенциал PS5 и Xbox Series X/S, и действительно качественного шага вперёд стоит ожидать только в FIFA 23.
А на то, что мы имеем на сегодняшний день и где проведём весь последующий год, давайте остановимся поподробнее.
Технология HyperMotion
Несмотря на то, что дифирамбы, восхваляющие технологию «HyperMotion», уже успели набить оскомину, сложно отрицать того факта, что игра стала более насыщенной и более атмосферной.
В пылу динамичного сражения на виртуальном футбольном поле много новых анимаций проходят незамеченными, но даже так поведение футболистов стало значительно живее.
Кто-то сложил руки на бока, кто-то указывает на возможное направление паса, яростно жестикулируя руками, голкиперы совершают невероятные акробатические прыжки и т.д.
Фанаты скандируют кричалки, размахивают флагами, и с воодушевлением встречают каждую атаку своей команды и успешное действие отдельных игроков.
Если и есть в FIFA 22 составляющая к которой сложно придраться, то это именно создание живой атмосферы, что мы так любим в реальном футболе.
Геймплей
Если с визуальной составляющей у FIFA 22 на PS5 всё хорошо, то вот к геймплею есть много вопросов.
В рамках примера предлагаем посмотреть запись первого матча в FIFA 22:
- Поведение голкиперов. Если в FIFA 21 многие горели от того, что последний рубеж обороны ворот не способен закрыть ближний угол, то в FIFA 22 появился новый пунктик, который просто убивает иногда всю интригу матча. Речь идёт о дальних ударах, которые частенько завершаются абсолютно непонятным поведением голкипера.
И если бы это только касалось сложных и прицельных дальних ударов, выполненных с timed finishing, но это относится практически ко всем ударам из-за штрафной площади.
Мяч пущенный по дуге в угол ворот голкипер пытается отбить просто, махнув рукой, приземляясь на пятую точку, по сути, пуская мяч себе за шиворот.
О имбовости дальних ударов уже сказано многими известными -блогерами, и надеемся, что с последующими патчами этот аспект будет доработан.
С другой стороны, в каждом матче можно наблюдать абсолютно сумасшедшие сейвы буквально из-за пределов вратарской площади, когда вратарь проявляет практически суперспособности.
И всё это создает некий парадокс, когда с 9-15 метров забить сложнее, чем с 16-25 метров.
- Перехваты и отборы. Как уже говорили выше, в FIFA 22 поработали над системой столкновения футболистов, сделав её более реалистичной в плане анимации, но не в геймплейном плане.
В каждом матче будет простое огромное количество перехватов и отборов, иногда превращающие игру в некое подобие детской забавы «горячая картошка», когда мяч перекидывается от игрока к игроку, только здесь обычно это происходит в центре поля с участием игроков обеих команд.
Было бы понятно, если перехваты выполнялись управляемыми игроками за счёт правильно выбранной позиции и предугадывании решений противника, но здесь это отдано на ИИ ботов.
Комбинирование по центру поля крайне проблематично, так как в 22 огромное влияние оказывает физическая сила игроков.
Об этом также уже в сети многие успели сказать. Теперь не так важно иметь быстрых центральных полузащитников и опорников, и даже футболисты с пейсом ниже 50 вполне играбильны и способным остановить даже именитых звёзд.
С одной стороны, это приближает к реализму. Но всё это требует привыкания, так как финты во многом стали бесполезными, а быстрые пасы частенько перехватывают боты.
- Влияние скорости игроков. Если некоторые надеялись, что весомость на исход матча бегунков будет снижена, то FIFA 22 беспощадно разочаровала их в этом. Всё тот же условный Sterling спокойно убежит по флангу от вашего защитника, особенно на встречных курсах просто прокинув мяч.
В очередной раз мы не смогли уйти в более комбинационный футбол, и всё опять же сводится к проверенной схеме – заброс на быстрого флангового игрока.
- Игра в обороне и прессинг. Линия защита стала действительно играть более собрано и надёжнее, но выходом 3 в 2 или 2 в 1 будет огромное количество, так как схема выше просто нивелирует все старания выбора правильной позиции. Получив заброс за шиворот, центральные защитники демонстрируют грацию и скорость такого уровня, что складывается ощущение, что кто-то провёл много времени за бабушкиными пирожками.
Догнать нападающего или флангового игрока будет практически невозможно, что вынуждает вытягивать голкипера вперёд и пытаться успеть забрать мяч прежде, чем нападающий нанесёт удар.
Что касается прессинга, то здесь можно похвалить 22. Зажав кнопку «1» над одним из ваших ближайших игроков к атакующему футболисту противоположной команды загорится зелёный индикатор, и он начнётся активно прессинговать игрока, владеющего мячом. Часто этот прессинг приводит не только к тому, что противнику приходится постараться побыстрее расстаться с мячом, но и к фактическому отбору мяча.
Научиться грамотно использовать эту «парную систему прессинга» стоит обязательно, так как позволяет одним игроков навязывать агрессивный прессинг, а другим (взятого под управления) выбирать наиболее вероятную позицию для перехвата мяча.
- Финты и пробросы в прошлом. Если в FIFA 21 мы часто, особенно в WL, встречали соперников, которые взяв мяч просто начинали танцевать с ним (иногда на одном и том же месте) и отобрать его было проблематично, то вот теперь повторением одного и того же финта защиту не обыграть. Стараться финтить особенно в центре поля не имеет никакого смысла, особенно против «парного прессинга», что вынуждает игроков сразу же искать адресата передачи, а не пытаться почеканить мяч в воздухе.
Это же касается и пробросов, так как в 22 их эффективность куда менее заметна, и здесь ключевую роль играет выбор момента, а не сам факт использования.
- Кроссы и удары головой. Забить ударом головой с подачи углового или после розыгрыша штрафного стала значительно проще, особенно если у вас есть фактурный нападающий с хорошими показателями игры головой, например, Ромелу Лукаку.
И в след значимости верховой борьбы, особо важную роль стали играть кроссы, которые позволяют забросить мяч на фланговых атакующих игроков или просто на центрального нападающего.
Итак, подводя итог геймплейным особенностям FIFA 22 можно с уверенностью сказать, что перед нами качественная попытка сделать что-то новое и с большим уклоном в киберспорт, но при этом, значительно потеряв в реализме.
FIFA Ultimate Team
От геймплея перейдём в режимы и начнём с самого популярного игрового режима в серии, приносящий ежегодно сотни миллионов долларов разработчикам – это FIFA Ultimate Team.
Более подробно об изменения в структуре проведения Division Rivals и FUT Champions мы говорили в рамках отдельной статьи, поэтому углубляться в это сейчас не будем.
Пока ещё не было полноценной WL и сложно судить о том, на сколько изменённая структура проведения турнира позволит комфортно себя чувствовать в игре, но уже сейчас можно говорить, что в FUT появилось ещё больше возможностей создать команду мечты.
Например, при попадании в финальную часть WL, где предстоит сыграть 20 матчей, даже если вы все их проиграете, то всё равно получите шанс выбрать игрока из актуальной команды недели.
Примечание: Как пройдёт первая WL данный материал будет дополнен.
И что ещё более важно – это полноценный ввод паков с предпросмотром, которые так хорошо прижились в FIFA 21.
Паки обновляются один раз в сутки и именно вам решать выкупать полученный дроп или приберечь бюджет на следующие сутки.
Режим Карьеры
Кто-бы мог подумать, что именно «Режим карьеры» может стать одним из ключевых факторов, склоняющих к покупке FIFA 22?!
Мы подробно останавливались на разборе основных нововведений в рамках этой статьи, и можно с уверенностью говорить, что в FIFA 22 спустя столько лет, особенно после завершения «Истории Хантера», «Режим карьеры» получил новый виток в развитии, пусть и за счёт возвращения старых механик.
Наконец-то вернули возможность создания собственной команды и персонализации её внешнего вида (эмблемы, формы и стадиона).
Для всех игроков, которые помнят FIFA 05 и FIFA 06, когда мы приводили свои любимые команды к вершинам футбольного Олимпа, возрождение былой славы «Режима карьеры» может стать таким долгожданным глотком свежего воздуха.
Несмотря на то, что вся основа режима неизменна который год, включая FIFA 22, играть стало куда более интересней, за что EA выражаем благодарность.
Режим Volta
Появление в FIFA режима с уличным футболом ждали в своё время миллионы игроков. Но с первым дней релиза «Volta» стала неким отщепенцем и режимом на любителя, так как сами EA указали, что лишь единицы завершили сюжетную линию и продолжают регулярно играть в симулятор уличного футбола.
Это привело к тому, что в FIFA 22 разработчики решили вообще отказаться от сюжетной истории, оставив только сетевые баталии и небольшие одиночные турниры с ботами.
В итоге EA, как видно уже по трейлеру, сделали ещё больший уклон в аркадность, и что самое парадоксальное, именно в режиме уличного футбола это решение сработало.
Режим «Volta» стал такой отдушиной от FUT, где можно весело провести время, так как кроме стандартных баталий в игру привнесли с десяток мини-игр, где можно зарубиться с друзьями или в большой компании.
За «Volta», что удивительно лично для меня, благодарность EA!
Заключение
Пришло время подвести итог всему, что было сказано выше, а сказано было не мало. После двух десятков часов, проведённых в FIFA 22, сложились смешанные чувства.
С одной стороны, это действительно качественный шаг на пути к по-настоящему революционному симулятору футбола, с другой стороны за исключением нескольких особенностей для консолей нового поколения, мы не видим существенных изменений.
Поэтому, в поисках ответов на вопросы «Плохо ли это для франшизы в целом и стоит ли покупать FIFA 22?» стоит разделить игру на FIFA 22 для пастгена и FIFA 22 для консолей нового поколения.
Если вы предпочитаете играть на ПК или консолях PS4 или Xbox One, то FIFA 22 стоит приобрести в трёх случаях:
- Вы делаете это каждый год и предпочитаете играть актуальными составами;
- Вас интересует режим карьеры, и вы планируете уделить ему много времени;
- Вы готовы потратить 3500-7000 рублей на участие в актуальном футбольном сезоне, понимая, что ничего кардинально нового не получите.
Для всех обладателей консолей нового поколения три вышеперечисленных пункта так же подходят, но безусловно сюда стоит добавить:
- Новую визуальную оболочку и заточенность игры под PS5 и Xbox Series.
В остальном, справедливая оценка FIFA 22, по нашему мнению, выглядит следующим образом: