Обзор Returnal: Смело, но не идеально… | Грань будущего | Атмосферность | Дом, милый дом
Приобрести игру MVIDEO / GAMEPARK / PS STORE
С момента начала старта продаж консолей нового поколения Sony PlayStation 5 все счастливчикам, которым удалось-таки приобрести консоль, ждали от Sony ярких и по-настоящему громких эксклюзивов платформы, как минимум, многие ждали хотя бы подробностей о дате выхода анонсированных Horizon Forbidden West и God of War Ragnarok. Но кроме Spider Man Miles Morales, к сожалению, не удалось прочувствовать всю мощь нового поколения.
И многие любители научно-фантастического сеттинга с интересом следили за анонсами «Returnal», шутера с временной петлёй, где события развиваются на таинственной планете в далёком космосе.
Пару слов о разработчике
Говоря об эксклюзиве от Sony мы в первую очередь думаем о таких студиях как «Guerrilla Games», «Naughty Dog», «Santa Monica Studio» или «Sucker Punch Productions», ответственные за лучшие игры целого поколения.
А тут Sony решила довериться доселе малоизвестной студии «Housemarque», из-под пера которых на свет появились сравнительно небольшие проекты, например, платформер «Matterfall» и аркада «Alienation».
Поэтому мне как огромному фанату научной фантастики, особенно если говорить о книгах, было боязно за «Returnal», учитывая основу всех прошлых проектов «Housemarque».
А вот о том, что из этого вышло в итоге и оправдала ли студия доверия Sony, мы сегодня и поговорим.
Грань будущего
Завязка сюжета мне напомнило книгу «Исчезнувший мир» за авторством Тома Светерлича, где автор более масштабно, но в схожем ключе обыгрывает временные петли…
Главная героиня всей игры, девушка по имени Селена, работает в космическом агентстве «АСТРА» и в поисках источника загадочного сигнала терпит крушение на планете «Атропос».
Стандартная для многих схожих историй завязка, где главный герой остаётся один на один с недружелюбной к нему фауной неизведанной планеты. Но как оказывается Селена прибыла сюда не только в качестве рабочей поездки, а из-за личных мотивов, так как сигнал транслирует что-то про «белую тень», о которой что-то знает Селена…
Кто отправил сигнал? Про «Белую тень» знаю только я…
Селена
И всё бы ничего, она на чужой планете с кучей построек от некой развитой расы, без снаряжения, корабль «Гелиос» восстановление не подлежит, и вот она изучает окрестности места падения в поисках источника сигнала и находит… А что же она находит? А находит она свой же собственный труп…
Эта находка и последующие события позволяют сделать Селене логичный вывод, что она стала заложником временной петли и каждый раз погибая, она вынуждена возвращаться к своему кораблю, разбитому и никому не нужному.
Действительно ли они – это я?
Селена
Первая найденная аудиозапись порождает огромное количество вопросов, среди которых главный – это не то, как разорвать этот временной рогалик, а с чего всё началось, в чём причина возникновения этой петли. А уже исходя из этого вопроса возникают новые: кто жил раньше на планете Атропос, что стала с этой расой, случайно ли Селена оказалась здесь, а не привели ли её сюда умышленно, а что если это не временная петля и каждая смерть создаёт новую реальность с отголосками предыдущих…
В этих вопросах и кроется та удивительная для научно-фантастического жанра основа, которая просто вынуждает работать мозги на полную катушка, ища ответы в каждом клочке информации.
И именно этим и предстоит заняться Селене.
Дом, милый дом
Атропос – это не просто планета, где от населявшей её ранее цивилизации остались только трупы, которых поедает местная фауна и руины, заросшие плющом, а место, где потаённые страхи находят своё физическое воплощение.
В итоге кроме научной фантастики перед нами раскрываются элементы психологического хоррора.
Есть моменты между смертью и перерождением, когда щупальца тащат меня вниз. Я кричу…Тону…Возвращаюсь…
Селена
Селена пытается найти ответы и раскрывает прошлое планеты Атропос, своё прошлое и прошлое погибшей цивилизации в многочисленных кат-сценах, в своих же аудио дневниках, в летописях жителей, а также в познании самой себя…
Особенно интересны сцены посещения Селены своего земного дома на этой планете (да да!), где кроме важных для сюжета записок, она постоянно сталкивается с неким загадочным человеком в скафандре старой модификации, что наталкивает на определённые суждения и домыслы…
К сожалению, очень интригующая завязка и все поставленные выше вопросы, во многом начинают рассыпаться, так как попытка разработчиков сделать намёки туманными провалилась. Любой, кто знаком с жанром и внимательно следил за развитием истории сравнительно легко догадается обо всём происходящем. А согласитесь, что это немного портит впечатления от финала.
Но даже при всём при этом, некоторые важнейшие сюжетные моменты полностью раскрываются уже после победы над финальным боссом и после титров, что можно засчитать за качественную попытку реализации уровня реиграбельности.
Тысяча дверей..
Геймплейно «Returnal» полностью соответствует термину «рогалик». Селена бегает из одного помещения в другое, расстреливая представителей местной фауны, прокачиваясь, улучая оружие и получая знания о планете. Каждая такая мини процедурно-генерируемая локация венчается дверью, и переходы ознаменуются необходимостью найти определённый ключ, пробежавшись по многочисленным коридорам и закоулкам.
Ничего нового и в то же время постыдного в этом нет, так как другого и ожидать не стоило. Более того, подобный геймплей хорошо вписывается в тематику временной петли.
Всего в игре насчитывается шесть основных локаций (биомов) – это и пустыня, и заросшие плющом джунгли и подводные глубины.
И вокруг исследований этих локаций и строится сама, вынуждая подстраиваться под конкретный сгенерированный мир, ища наилучшие пути исследования и отстрела полчищ врагов с щупальцами…
Механика стрельбы максимальная проста – это выбор наилучшей точки обстрела, уклонение от снарядов противника и его расстрел самонаводящимися снарядами с автоприцеливанием.
Но просто затаиться где-то и спокойно «снимать головастиков» не получится. Местная фауна будет использовать все доступные способы, чтобы подобраться к Селене – телепортироваться за спину, прыгать и уклоняться, прятаться в зарослях и в руинах и т.п.
Это вынуждает не просто пробегать локацию после очередной смерти до нужной точки, а изучать окрестности и подстраиваться под текущее расположение ресурсов и противников.
В соответствии с жанром здесь нет как таковой прокачки главного героя, в данном случае главной героини Селены. Важно именно то, как игрок справляется с оружием и выбором тактики ведения стрельбы для каждой категории врагов.
Но вот самой экипировке и оружие стоит уделить внимание. У каждого вида оружия есть функционал ведения альтернативного огня, с помощью которого можно нанести огромный урон, за счёт выбора нестандартных снарядов/боеприпасов.
Атмосферность
Учитывая, что кроме научно-фантастической принадлежности в игре «Returnal» прослеживаются и элементы хоррора очень важную роль играет атмосфера, которая создаётся не только окружением, но и звуковым сопровождением.
Каждый из биомов пугает по-своему, где-то «лианы» пытаются утянуть Селену к себе, где-то сверху норовит что-то «ущипнуть», а где-то «стучатся» снизу.
И вот это постоянное ожидание нападения и отсутствия уверенности, что в следующем возрождении расстановки сил не изменится, в сопровождение качественной работы звукорежиссёров, где динамичные перестрелки сопровождаются соответствующим ситуации треком, а напряжённые сцены (в том числе кат-сцены) с гнетущей мелодией, в купе с работой вибросистемы DualSense создают атмосферу, иногда пробирающей просто до мурашек.
В подобных играх – это крайне важный компонент.
Вердикт
А вот с общей оценкой игры «Returnal» возникает проблема. Вроде интересный сюжет, который всех прочих держит в напряжении, вроде неплохой динамичный геймплей, что в механике стрельбы, что в системе изучения планеты, вроде шикарная атмосфера, вроде картинка прекрасного качества, но вот чего-то не хватает…
Возможно всё дело в том, что всё это мы уже по большей части видели.
Вы знакомы с произведением Хироси Сакурадзака под названием «Грань будущего»? По нему ещё снят фильм с непревзойдённым Томом Крузом. Основа там мало чем отличается, это временная петля, где герой после гибели возвращается к определённой временной точке, и мимики, очень похожие на врагов с щупальцами из «Returnal».
И я целиком и полностью согласен с мнением коллег, что «Returnal» - это игра исключительно для определенной аудитории - для любителей научно-фантастического жанра. Для тех, кому не наскучит раз за разом возвращаться к локациям и снова исследовать их, для тех, кто любит не только искать ответы на вопросы, подсказанные игрой, но и создавать новые вопросы…
И даже не эти сложности могут отпугнуть игроков, а ценник уровня лучших ААА-тайтлов и эксклюзивов Sony в 70 долларов.
Стоит ли «Returnal» этих денег? На этот вопрос однозначного ответа попросту нет, а рассуждать можно бесконечно долго.
В итоге, "Returnal" - это любопытный и смелый научно-фантастический проект с элементами "Чужого" Ридли Скотта, "Звёздных врат", "Грань будущего", "Crysis" и многого многого другого, который может зацепить глубокой историей с обилием философских вопросов....
Приобрести игру MVIDEO / GAMEPARK / PS STORE
Плюсы
- Интересный цепляющий сюжет;
- Качество картинки;
- Атмосфера;
- Звуковое сопровождение;
- Боевая система;
- Удобное управление.
Минусы
- Проблемы с сохранениями;
- Хотелось бы больше фишек с контроллером;
- Некая шаблонность;
- Не до конца проработанная интрига.
Геймплей
|
7
|
Сюжет
|
9
|
Графика
|
8
|
Звук (атмосферность)
|
10
|
Локализация
|
10
|
Управление
|
10
|
Использование возможностей PS5
|
7*
|
ИТОГОВЫЙ
БАЛЛ
|
8,7/10
|
* Здесь подразумевается не только возможности консоли по качеству графики, но и в целом по использованию революционного во многих отношениях контроллера DualSense.